Конференция МСОИ-2023 в Институте океанологии РАН им. П.П.Ширшова

Конференция МСОИ-2023 в Институте океанологии РАН им. П.П.Ширшова

Выступили на конференции МСОИ-2023 в Институте океанологии РАН им. П.П.Ширшова по теме истечения остатков топлива из баков затонувшего теплохода «Адмирал Нахимов». Факт истечения остатков топлива впервые был установлен студентами МАИ из межрегиональной группы РИСКСАТ в октябре 2021 года.

Была выдвинута гипотеза, что причиной истечения топлива через 35 лет после катастрофы могло стать явление даунвеллинга. Анализ гидрометеорологических параметров в районе исследования подтвердил гипотезу, выход нефтепродуктов из баков затонувшего теплохода приурочен к поступлению на глубину теплых масс в результате явления даунвелинга. Под действием сильного ветра Ю-ЮЗ румбов сильно прогретые поверхностные воды сгоняются к берегу и погружаются на глубину и в результате динамического процесса попадают в нижележащие слои океана.

Повышение температуры окружающей воды вокруг судна могло привести к изменению агрегатного состояния остатков топлива в судовых баках и просачиванию легких фракций. Достаточно хорошо проявления наблюдались в последней декаде июля, первой декаде августа и в конце первой декады октября. По данным измерений температуры с помощью косы м около мыса Утриш, эти периоды характеризуются высокими температурами на глубине 33 метра, что подтверждает гипотезу о прогреве находящихся на дне углеводородов и всплывание легких фракций.  С помощью термокосы в Утрише летом 2021 года на глубине 28-33 м в течение продолжительного времени регистрировалась температура воды около 23° и несколько раз кратковременно до 25°.

На момент гибели на пароходе было 570 т мазута и 40 т дизтоплива. Была проведена операция по откачке мазута из танков левого борта «Адмирала Нахимова». Проникновение к танкам правого борта и расходным танкам правого борта специалисты исключили по соображениям безопасности. По словам Начальника отдела экологии ФГБУ АМПЧМ Вячеслава Бердникова, — на «Адмирале Нахимове» основной мазут был снят в 1988 году, осталось около 200 тонн в донных цистернах.

Проблема протечки остатков топлива из баков затонувших кораблей не является незначительной или экзотической и наблюдается в прибрежной зоне в различных районах мира. Наиболее результативной зарубежной практикой является создание фонда для финансирования подводных работ и применение спутникового мониторинга для обнаружения протечек топлива из баков затонувших судов.

Из публикаций известны случаи обнаружения в 2017-2018 гг. протечек топлива в Бургасском заливе Черного моря у берегов Болгарии из баков теплохода MOPANG, пролежавшего на дне свыше 96 лет (с 1921 г.). Также регулярно наблюдаются протечки топлива из баков боевых кораблей, затопленных в атолле Бикини в результате ядерных испытаний, проведенных США в 1946 году.   

ВЛИЯНИЕ_ДАУНВЕЛЛИНГА_НА_УТЕЧКУ_ТОПЛИВА_С_ЗАТОНУВШЕГО_ТЕПЛОХОДА